10 авг. 2010 г.

По поводу коленей и не только...

Виктор
Эксперт Вт Мар 02, 2004 12:16 pm

Н-да, как редко, к сожалению, бывает на конфе нашей (и не только) по-настоящему предметный разговор, вот как этот, куда я и хочу включиться с удовольствием. Интересно: те, у кого практика йоги идет в верном направлении и приносит соответствующий результат либо перестают вовсе участвовать здесь в досужей околойогической болтовне, либо говорят осмысленные веши, проистекающие из ПОЗИТИВНОГО личного опыта.

Итак, господа, пусть вы НАЧАЛИ осваивать асаны. Если это происходит в том ключе, который я пытаюсь здесь разъяснить, то при этом мы должны сначала минимизировать ощущения, чтобы потом разобраться с ментальной релаксацией. Рассуждаем логически: КАК можно уйти от ощущений? Самое простое - не гнуться дальше предела формы, за которым (на котором) данные ощущения возникают. То есть – ПРОСТО делать асану так, как она получается, вообще НЕ ИМЕЯ никакого интереса к форме! Вам нужно сделать ЭТО (асаны) вот в ТАКОМ состоянии сознания. В каком? А когда тело его НЕ тревожит заметными (выраженными, существенными, привлекающими внимание) ощущениями и усилиями (в «силовых» асанах). И вот, как совершенно справедливо говорит Клон, я ТУПО ставлю людей к стенке, ПРЕДВАРИТЕЛЬНО весьма детально и разносторонне растолковав каждому: делайте так , как получается, и все! Ваша задача – стоять (сидеть, лежать) так, чтобы тело (работа тела – без разницы – суставов, связок или мышц) было МИНИМАЛЬНО представлено в сознании. И, когда сознание сначала отвлечется на тело, а потом останется в нем, оно начнет «отстаиваться», как мутная вода. Но это нужно понимать, не заполняя его оценками (вот, кажется, получилось…, вот, кажется, плохо…), желаниями (как сделать лучше?), сомнениями (правильно ли я делаю?) и т.д, то есть НИКАК не относиться к тому, что ты делаешь. Такая безотносительность (безмятежность) и есть первая стадия ментальной релаксации.
Пример: парень лет 35, проблема с позвоночником и нервами, плюс бессонница. Парень физически сильный, плотный, напряженный и практически несгибаем. И начинаем мы с ним освоение асан именно с ментальной релаксации, хотя то, что он у стеночки изображает, на асаны похоже очень мало. Он сначала дергается, типа «Как же так, вот на картинке… А у меня…», но я объясняю ему что к чему и он начинает учиться деактивировать и потом опустошать свое ментальное пространство. Не буду о подробностях внутренней разборки, сразу об итогах. Через полгода выглядело это так: минут через десять практики с закрытыми глазами лицо парня становилось румяным и размягченным, как во сне. Когда я его поправлял изредка или задавал какой-то вопрос, он приходил в себя с явным усилием. И говорил теперь: когда я в асанах начинаю «видеть сны», тело начинает течь. И это факт – гибкость его заметно росла. САМА ПО СЕБЕ! Но НЕ как результат ментального анализа или каких-то специальных ухищрений, которые ВСЕГДА удерживают человека в обычном состоянии сознания (на поверхности самого себя).
Но чаще у человека все же сохраняется в асанах слишком высокий тонус сознания, и поэтому приходится нарабатывать "«измененку"» НЕ в асанах, а в ПАУЗАХ между ними. Просто после каждой пары асан (если это «стоячие»), либо пары-тройки поз на гибкость и растяжку человек падает в Шавасану и находится в ней до тех пор, пока не сознание не начнет «отъезжать». И как раз тут и надо разбираться с ментальной релаксацией – в паузах, поскольку нет ощущений и горизонтальное положение тела уже само по себе активизирует парасимпатику. Это, Федор, и есть то самое «скромное начало», когда выясняется тип репрезентативной системы человека, особенности сознания и устанавливаются приемы (способы) успокоения его спонтанной деятельности. Потом, когда человек «зацепил» этот «улет», по мере адаптации время. потребное для наступления молчания ума, минимизируется, паузы становятся короче. Когда они уменьшаются где-нибудь до пары минут, то за время практики и человек начинает выполнять уже ВЕСЬ положенный комплекс асан. А вначале, когда паузы вынужденно большие, то вы, быть может, будете за два часа успевать выполнить лишь часть комплекса (половину или треть) и это нормально.
После того, как ментальная релаксация усвоена в паузах и завершающем расслаблении, она начинает «просачиваться» и в сами асаны, тогда человек говорит7 – Я уже и в асанах начинаю видеть «сны» (это обычно бывает у тех, кто имеет визуальную репрезентативную систему). Кто-то не видит, но все равно голова «выключается». И вот ТАКАЯ практика, с наличием ментальной релаксации (молчания ума или первого этапа ЧВН) и есть самая обычна, нормальная ЙОГА. А пока этот компонент – молчание ума – не реализован – это ФИЗУХА, неважно чьего имени или авторства.
И молчание ума (ментальная релаксация) СОПРОВОЖДАЕТСЯ максимальной неподвижностью в асанах, причем без каких-либо усилий воли, но возникает сама по себе. И в ощущения Вы уже не влезете никак – не получается.
А коленные чашечки в контексте всего этого – эпизод, не более. Когда разберется человек с растворением ощущений и потом с ментальным релаксом – вот тогда можно войти в тот же «треугольник», подтянуть чашечки, остаться без ощущений и «выпасть в осадок» – затормозить мышление. Ничего больше не воспринимать, не прислушиваться, напрягая внимание: а что там происходит? Тогда и усилие, сохраняющее данный «подтяг», и напряжение мышц ног в выпадах (да и где угодно) постепенно и само по себе установится ОПТИМАЛЬНЫМ и не лезущим в сознание. А если начинает лезть и нарушать ментальную пустотность – пора выходить из асаны, ее время исчерпано. Вот и все, чего проще? Или – до наступления конкретных признаков – следует выходить из позы как только НАЧИНАЕТ утрачиваться комфортность пребывания в ней.
А чего-то там специально укреплять в ногах, виньясы и прочее – бросьте это, господа! Не умножайте сущности сверх необходимого. Я понимаю – если человек сидит по двенадцать часов в сутки сиднем, или долго болел, тогда нужно как-то специально ноги готовить. Не ищите лишней работы для мозгов, Вам бы избавиться в практике йоги от той, что происходит в них помимо Вашей воли.
Вот такие пироги.
Всех благ!

Виктор
Эксперт  
Вс Мар 07, 2004 7:17 am
Уже долгое время я с грустью вижу что соображения, высказываемые мною касательно внутренней техники выполнения асан и йоги в целом, конфа в основном игнорирует, не слышит в упор, как со стенкой говоришь. Многие здесь уже имеют собственное авторитетное представление об этом, в основном книжно-идейное, которое стремятся отстоять любой ценой, не интересуясь сутью явления, как таковой. Поэтому очень радуют редкие дельные вопросы, на которые с удовольствием отвечаю – в данном случае – Федору.
Акцент на культивирование в асанах отсутствия ощущений возник отнюдь не в последнее время и не на ровном месте, он явился результатом как моей собственной долгой практики, так и многолетнего наблюдения за практикующими самые разные «стили» йоги. Логика этого акцента элементарна, привожу ее.
Функционируя в повседневности человек делает массу вещей и решает необозримое количество задач, тем не менее абсолютное большинство самых разных физических действий (кроме тяжелой работы, случайных экстремальных ситуаций, спорта рекордов и экстрима) реализуется так, что в теле НЕ возникает ощущений, которые привлекали бы наше внимание. Напротив – явные ощущения говорят либо о перегрузке, либо о внутренних проблемах организма, либо о новизне выполняемой работы.
Начинающий хатха-йог (впрочем как и продолжающий) должен тем более избегать явных ощущений (не говоря уже о неприятности и боли), что он делает с телом нечто незнакомое последнему. Такой подход есть распространение усвоенной каждым с младых ногтей бессознательной техники физической безопасности на новый вид деятельности, каковым является для новичка практика асан.
На каком-то этапе собственных занятий для меня стал актуальным вопрос: а когда, собственно, должна начаться йога как таковая, в качестве читта вритти ниродхо? Ясно, что яма-нияма, будучи реализованы в повседневности, не могут осуществляться при молчании ума. Понятно опять же, что пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи являются этапами все более усиливающегося ментального торможения, завершающегося в полной бессознательности – асампраджнята самадхи. Пранаяма также усиливает качество ментального покоя, получаемого в асанах. Следовательно именно в асанах такой первичный покой уже должен иметь место, и по этому поводу Сутры гласят: II. 47. При прекращении усилия /или/ сосредоточении на бесконечном… Опущенная часть предложения: /асана/ достигается («Классическая йога», ППВ, М., 1992, пер., введ., комм. и реконстр. системы Е.П.Островской и В.И.Рудого, с. 143)
Ясно, что при работе в зоне ДОПУСТИМОЙ (не повреждающей) формы и нагрузки в теле нет ощущений (и дискомфорта) как от мышечного усилия, так и от формы. Все что происходит с телом НЕ выходит в восприятии (и НЕ должно выходить при систематической физической деятельности – разовая – ладно, это организм перетерпит) за типовые рамки, как если бы я, скажем, мыл посуду или неторопливо гулял по улице. Это подразумевается неосознанной техникой физической безопасности, распространяющейся на ВСЕ типовые действия человека. Откуда здесь могут взяться какие-то новые, заметные, воспринимаемые сознанием ощущения в руках или ногах? Конечно их нет, а если бы они возникли, я бы серьезно задумался: что это со мной? Если все в порядке со сложностью формы и величиной усилия, то КАКОЕ-ТО КРИТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ я просто их НЕ воспринимаю. Что вовсе не означает их отсутствия! Все эти требования жизненной ТБ должны быть распространены и на асаны, практика которых также систематична и ежедневна, как ходьба, еда сон, ets. Мы стараемся идти по улице лучше? Лучше ЧЕГО можно идти? И как? Дышать ЛУЧШЕ, спать ЛУЧШЕ, лучше вставать, садиться, двигаться? Лучше чего? И как?
Вопрос: почему новички пытаются сделать асану лучше, нежели она сегодня получается, чем позволяет физическое состояние? Потому что они исходит из внушенной книжками (людьми) идеи, что показанная на картинке поза и есть йога. Но за картинкой и тем более идеей может стоять что угодно – врожденная гибкость, десятилетия тренировок, молодость, специальные ухищрения, желание выделиться, зашибить деньгу и т.д.
Сутры говорят, что асана достигается при сосредоточении на бесконечном, чего в любых действиях повседневности не бывает. Следовательно состояние сознания в повседневности и асанах должно быть СОВЕРШЕННО РАЗЛИЧНЫМ.
Как можно сосредоточиться на бесконечном? Только в том случае, когда ты замираешь, отказываешься от какой-либо работы тела и сознания, в том числе в асанах. А что означает подобный отказ? Конечно релаксацию! И тела, и сознания.
Что же получается? Да все очень просто: вошел в асану, принял доступную сегодня для себя ее форму и расслабил тело. Причем форма такова, чтобы избежать любых явных (не говоря уже о неприятности или боли) ощущений. Таким образом физическая ТБ соблюдена. Если в принятой форме ощущения не уходят – форму следует упростить, это ясно, как дважды два.
Теперь сознание: сосредоточение на бесконечном можно понять только как сосредоточение ни на чем, то есть спонтанная ментальная деятельность (при отсутствие ощущений в теле) останавливается, это и будет ЧВН, ментальная релаксация, молчание ума. Как это сделать? Напомню изречение Лао Цзы: - Как сделать мутную воду чистой? Оставьте ее в покое и она отстоится.
Условием молчания ума в асанах является ОТСУТСТВИЕ всякого волевого управления телом, в том числе – его формой. Надеюсь ход мысли возражений не вызывает? КАК очистить ментальное пространство в каждом конкретном случае мы разбирать здесь не будем, это уже другой вопрос, завязанный на особенности восприятия, физического состояния и т.д.
Итак, если мы не можем опровергнуть вышесказанное (а оно вытекает из первоисточников, логики и личного опыта), то как это стыкуется с тем, о чем, по словам Федора, пишут авторитеты: наблюдайте за...", "сосредоточтесь на...", "почувствуйте...", "синхронизируйте...", "обратите/удерживайте внимание на..." и т.д.?
Мой ответ: никак! Не стыкуется! Я считаю, что все, кто говорит здесь о контроле - ОШИБАЕТСЯ!Поскольку когда КТО-ТО делает ЧТО-ТО – наблюдает ясным сознанием, синхронизирует, старается сделать лучше – это НЕСОВМЕСТИМО ни с покоем тела и ума в частности, ни с ЧВН тем более. Понимание человеком западного склада текстов йоги, где в каком бы то ни было виде говорится о контроле, на мой взгляд содержит опасную погрешность: на самом деле речь идет о сохранении условий, при которых спонтанно развертываются системные процессы, протекающие вне сферы восприятия и компетенции разума. Я нахожу, готовлю, кладу в рот, жую и глотаю пищу (мое действие), но переваривается она автономно, за это отвечают механизмы, неизмеримо более древние, нежели сознание. И для того, чтобы этот процесс происходил как надо, нужно только одно: после акта глотания не мешать ему! Это один из принципов йоги - создавать условия для включения и протекания процессов, которые осуществляются в человеке (и не только!), но неподвластны ему впрямую. Подлинная йога есть искусство КОСВЕННОЙ РЕГУЛИРОВКИ!
Отсутствие ощущений при глубокой релаксации тела и ума НЕ есть сенсорная депривация! И не вызывает таковой, напротив, в состоянии ментального торможения тело воспринимается очень глубоко и тонко, как только необходимое ЕМУ, телу, оптимальное время выдержки асаны заканчивается, практикующий ощущает начало утраты ментального покоя и выходит из позы.
Если торможение более существенное, тело, действительно, можно «вообще «отрезать» от сознания, но это достигается только в глубокой медитации, что я частично проходил на себе и видел на других. Но НЕ ЭТО убедило меня в том, что именно ТАКОЙ режим выполнения асан – в состоянии глубокой ментальной релаксации – и есть ТО САМОЕ, о чем говорил Патанджали и что побудило людей сохранить йогу в веках как великое чудо. Работая с самыми разными больными (так сложилось само по себе много лет назад) я увидел на людях (с очень большими двигательными и другими ограничениями), которые просто НЕ могли по состоянию здоровья стремиться к совершенству формы, что основной эффект дает НЕ такое старание, не степень нагрузки либо «правильность» формы, но только релаксация сознания! Если человек въезжал в этот момент – без разницы ЧТО из асан при этом выполнялось! - через какое-то время он выздоравливал! Возвращался к оптимальному для себя состоянию психосоматического равновесия. И когда я стал все это анализировать, стало ясно что НЕТ и НЕ МОЖЕТ БЫТЬ того, кто возьмет и лично очистит воду, убирая из нее муть. Надо создать условия, чтобы вода (ум) отстоялась и стала прозрачной – грамотно оставить ее в ПОКОЕ!
Всем известно что в обращении встречаются фальшивые купюры – например стодолларовые – так похожие на настоящие, что их можно отличить только с помощью специальной аппаратуры. Различие не воспринимается глазом, так? Но ведь оно есть, и существенное! Или, скажем, стразы, фальшивые драгоценности, которые тоже не отличить от настоящих. К чему я это говорю? А к тому что асаны, выполненные в обычном состоянии сознания - это один эффект, позитивный, не спорю, но с размерностью воздействия обычной физухи. А когда асаны выполняются в относительном молчании ума – эффект совсем иной, на порядок выше! Практика в ТАКОМ ключе решает ТАКИЕ проблемы человека и его бытия, до которых никакая физуха НЕ дотянется! Йога, с самого начала следующая в русле культивирования ЧВН (которую я называю традиционной или классической – как хотите) дает такие следствия, которые никогда и ничем не добиться ни больным, ни здоровым. И суть ее адски проста: создание условий, при которых специфическая физическая работа (асаны) при заторможенном сознании (молчании ума, ментальной релаксации) запускает режим глубокого очищения, восстановления и самонастройки системы, в том числе и на высшее. У больных это очень заметно, у здоровых – не так выражено и быстро, однако данная практика со временем в корне изменяет любого человека и его жизнь. Грубо говоря, самонастройка имеет этапы: сначала приходит в порядок (становятся такими, какими они должны быть у данного субъекта от природы – насколько это возможно при наличной степени износа и повреждений) тело и нервная система. Затем наступает очередь психики и души – это уже совсем иная песня, отнюдь не быстрая. Ну а сиддхи самого разного калибра сопутствуют ходу самонастройки.
Когда я врубился в суть происходящего, то стал ясен когда-то странный пассаж ССС: концентрация внимания не может быть волевым актом, она случается спонтанно только в глубоком расслаблении тела и ума.
Нет в асанах неконтролируемых «улетов», человек может сказать что в них он как будто видит сны – это свидетельство хорошей степени расслабления ума, но потери себя не бывает.
И блаженства тоже нет – один прозрачный покой.
Так что, Федор, насчет культивирования в моем подходе сенсорной изоляции Вы маленько промахнулись, этого в асанах нет и быть не может. А вот уже далее, начиная с пранаямы – пожалуйста…
Всех благ!

Ссылка

Виктор
Эксперт  
Ср Мар 10, 2004 6:08 am
Добрый день, господа!
Вижу я, что не получается у Вас нащупать единую реальнсть, в рамках которой обмен мнениями становится продуктивным. Но должен заметить, что сущность, которую я стараюсь донести, Клон воспринимает наиболее близко к моему собственному пониманию.
BlackJack говорит что так и не понял, какие ощущения можно считать допустимыми. MG не понял как может не быть посторонних мыслей во время практики.
"Эх, раз, еще раз, еще много, много раз - все не так, ребята..."
Попробую заново переформулировать свое понимание растворения ощущений.
Неважно в какую позу или карикатуру на нее удалось согнуться, что получилось - и ладно. Когда Вы, пытаясь согнуться дальше (либо повиснув на форме пассивно) упретесь в ЯВНОЕ ощущение (НЕ боль и НЕ неприятность) - тут нужно остановиться, расслабить в теле все, что можно и замереть. Но при этом должны быть еще расслаблены (отпущены) закрытые глаза, лицо и живот - полностью! И в ЭТОМ состоянии и положении Вы безразлично наблюдаете то, что происходит с упомянутыми ощущениями в той зоне тела, где они возникли. ЕСЛИ через какое-то время они начинают "таять", уменьшаться, превращаясь практически в фон - это хорошо и нормально. Когда вследствие этого "таяния" в теле наступает безмолвие, то в нем нужно пребывать безмятежно, "отпуская"теперь голову. Молчание тела наступило, теперь можно подумать о молчании ума. В каком смысле? Да ощущать все тело, то есть распространить на него ВСЕ внимание, "размазать" его по телу и его неподвижности.
Конечно, если время выдержки малое, то с сознанием не успеет ничего явного случиться, но это сначала. Потом Вы привыкните ориентироваться во внутреннем пространстве МОЛЧАНИЯ тела.
Как только в этом фоне возникает - неважно где, в том самом месте, где ощущения растворялись, или в другом - опять ощущение, нарушение фона, в восприятие начинает "высовываться" гвоздь - пора выходить из асаны.
Если Вы приняли форму и ощущение НЕ уходит, но и НЕ усиливается, а величина (интенсивность) его такая, что не напрягает сознание, то можно держать асану до тех пор, пока оно не начинает увеличиваться, расти. Вот,собственно, и вся премудрость.
Но фишка в том что при всем этом в сознании должен возникнуть и сохраняться минимум привычной активности. Его стремление суетиться, лезть туда и сюда, оценивать, регулировать и т.д. нужно свести к минимуму. "Смотри", так сказать, мутным внутренним взором на происходящее и не горячись, успокойся, тебе некуда больше спешить. Дай мутной воде отстояться.
В этом плане - сознания - делать асаны следует как-то даже тупо, дезавуируя себя самого - на время выдержки позы. А в промежутках надо падать в Шавасану, и в молчании тела разбираться уже чисто с умом, с его спонтанной деятельнсотью.
Повторяю: в асанах также следует "плясать" от головы. В том смысле, что рано или поздно Вы почувствуете: степень релаксации тела зависит от состояния ума. Если он активен и цепок, сознание бодрое, то это одно. Как только удастся уйти от мыслей и опустошить голову - тело начинает "стекать" в форме - БЕЗ ощущений.
Похоже что Вы хотите ВСЕ понять до конца теоретически, чтобы асаны получались ПРАВИЛЬНО, так? А я говорю следующее: то, что Вы понимаете из слов, из нашей здесь с Вами болтовни - это лишь рыба, калька, грубое приближение к действительности. Нужно просто делать ВОТ ТАК, как говорится, и тогда Вы поймете что это так и есть, поймете не только мозгами, но и телом. А пока Вы пытаетесь дорыться до полного смысла, понимания и взаимопонимания в пространстве текста! Но тут смысл будет всегда неполным. Почему Вы не можете до конца понять , а я - Вам объяснить?
Да потому что, как говорят в Одессе, Вас там еще "не стояло". А если и стояло - то мало.
Почему я не могу продуктивно говорить с Лешей? Да потому что он - ИМХО, и как следует из его слов - сохраняет в практике обычную ментальную работу, полный анализ и контроль, повседневное состояние ума. А я говорю что это НЕ йога! Блин, можете застрелить меня, но мое мнение не изменится! Анализ до йоги - да, после йоги - сколько угодно, но во время йоги - нет. Или это не йога.
Многое в жизни можно и нужно понять в основном ДО начала действия, но только не в йоге. Тут большая часть понимания приходит во время процесса, и если он завернул не туда, то и понимание будет не тем. И таких ложных путей сколько угодно.
Йога -это очень просто: молчание ума в молчании тела. Для тела свое ЧВН - в ощущениях, для ума - свое. Но одно поддерживает и усиливает другое - синергетика, однако Very Happy
Когда mg говорит, что в асанах ум НЕ может быть пуст - это не так. Как раз может! И стремиться к этому - задача праткикующего. И возможно это только на основе РЕГУЛЯРНОЙ практики, ибо регулярность в данном случае - одно из необходимых условий качества. А Вам, уважаемый mg, добиться этого так и не удалось.
Вам, BlackJack, могу сказать следующее: НА ФИГА принимать (делать, выполнять) ТАКИЕ формы, в которых Вы можете продержаться не больше секунды?! ЗАЧЕМ они Вам?!
Любая, самая жуткая раскоряка, с опорой на стену, стопку книг, стул, диван, пианино, кровать, табурет - что угодно, но чтобы Вы могли держать ЭТО какое-то время с растворением ощущений - это йога.
Похоже что Вы не в состоянии примириться именно со своей начальной формой, отсюда и весь сыр-бор - закипает возмущенный разум...
Ничего, господа, не боги горшки обжигают. Напомню шлоку из Дхаммапады: VIII. 103 "Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой бы победил себя одного, то именно этот другой - величайший победитель в битве"
Всех благ!



Виктор
Эксперт
Вс Мар 14, 2004 11:15 am
Антоний, никак не подходит в данном случае слово "старание". Стараться так, как Вы это делаете и понимаете - неверно! Практика Ваша должна быть БЕЗМЯТЕЖНОЙ!!! Или пофигистской - как хотите.
Тут употребляет кто-то (может и не один человек, я не отслеживаю) термин "забей", и в данном случае он очень к месту! Во время практики НЕ надо выполнять какую-либо задачу (задачи), вот в чем штука. Нужно забить и на себя самого, и на практику, и на то, как получается. С ощущениями разобрался - и забей! Стой в асане (сиди, лежи и т.д) и ничего не сооображай, только чувствуй - и то не пялясь на ощущение, как ... на новые ворота. Это в асанах. А между ними, лежа в Шавасане - тем более. Ощутил все тело - как в нем растворяется впечатление от только что выполненной позы, не конкретное ощущение в конкретном месте, а просто общее ощущение что тело работало. Потом гаснет в ноль дыхание и наступает телесная тишина. И здесь можно отпустить полностью глазные яблоки , нацелить внимание на дыхание, но опять-таки оно, внимание это, тоже должно быть расслабленным, диффузным, что ли, не сведенным в фокус, в лазерный луч. Идут картинки перед внутренним взором - пусть себе идут, как облака, на которые ты смотришь на все сразу, а не на какое-нибудь одно. Посмотрел на одно - на образ - значит с ним сцепился и тебя потащило фэйсом по тэйблу... А смотришь безразлично на все (или на поток) и через какое-то время сознание начинает отъезжать. Признак отъезда такой: пеерестаешь как бы понимать то, что видишь, оно становится похожим на сны. Если это диалог/монолог внутри - он првращается в непонятную болтовню, смысл которой неясен. Если Вы не видите и не слышите ничего, то после полного исчезновения тела из восприятия нужно просто находиться в этой комфортной пустоте и неподвижности, отпуская до конца глазные яблоки или установив внимание на каких-то компонентах дыхательного процесса - ноздри, живот. Или на тепло в ладонях, ступнях, коже лба и т.д. Но во всем этом НЕ должно быть старания! Иначе сознание никогда не отъедет!
Есть мысли - и черт с ними! Пусть иелькают в каком бы то ни было виде, главное - никак к этому НЕ относиться. Они мелькают - а Вам наплевать! Помните как у нашего певуна Леонтьева про светофор - "Они бегут, бегут, бегут, а он горит..." А у Вас должно быть наоборот: "Они бегут, бегут, бегут - а он погас!" Я то есть, Эго мое, впередсмотрящее - погасло на фиг, ничего не хочет, не суетится, наплевательски на все расслабилось!
Ну я уже больше и не знаю как Вам это описать, кувшин моих мыслей показывает дно. Тем не менее сказано, на мой взгляд, вполне достаточно, Вы только врубитесь как следует.
Сталкеру: Вы знаете, быть может в Вашем предположении есть смысл, только не обязательно заканчивать практику, можно и доделать комплекс в покое, но без отключения ума, а потом уже падать в Шавасану.
Да, еще такой момент: если в течение всей практики отлично отъезжалось, то Шавасана в полном своем, 15-мин. объеме может оказаться лишней, может хватить и 5-7 минут для нее.
Вот пока все что могу сказать в ответ на Ваши вопросы.
Всех благ!

1 комментарий:

Malinine комментирует...

Виктор
Эксперт
http://realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=101439#101439
В любой силовой асане, скажем - Вирабхадрасана вторая - напряжение в мышцах бедра ноги, находящейся в выпаде, неизбежно, равно как и рук - в Чатуранга Дандасане.
Но! Суть адаптации и прогресса в том, что человек какое-то время не ощущает ИЗМЕНЕНИЯ (прироста) этого напряжения (усилия)!
Наши органы восприятия устроены так, что воспринимают ТОЛЬКО различия.
Когда человек физически слаб (неважно - вследствие ли болезни либо детренированности) и ощущает нарастание напряжения в мышцах рабочей зоны СРАЗУ после входа в асану - значит ему вообще не нужно ее держать для начала - вошел и вышел.
Потом начнет появляться временное плато ОДНОРОДНОСТИ ощущений. Прошло секунд пять - напряжение (усилие) начало расти - вышел из позы. И если делать таким макаром - соблюдая технологию - то время выдержки неизменного по величине напряжения (усилия) будет постоянно расти. И потом имеет место такая картина: я (вы, ты, мы, он, она, оно) стоит в Вирабхадрасане второй минуту и где-то после секунд пяти от начала выдержки ПЕРЕСТАЕТ ОЩУЩАТЬ это напряжение мыщц бедра, потому что оно ОДНОРОДНО!
Минута (или сколько там у вас получается) истекает и напряжение (усилие) возникает и начинает нарастать. Я чувствую нарушение однородности и заканчиваю асану.