
С точки зрения практики на коврике я уже разбирал этот вопрос в своей книжке. Взглянем на него в более широком, мирском контексте.
Целеполагание в подходе школы В.Бойко рассматривается как главное препятствие для достижения правильного "йоговского" состояния. Беда в том, что достижение цели почти всегда предполагает насилие, проламывание сквозь. Сквозь что? в самом широком смысле - сквозь пространство. Ради некой цели захватывается пространство (а также свое и чужое внимание), и этот захват сопровождается нарушением правды, воровством, неэкономностью, а в основе всего - тягой к захвату как таковому, то есть жадностью до чего угодно.
Самые очевидные "не-ямы" - это насилие (химса) и воровство (стейа). Если насилие вещь вполне наглядная, то воровства стоит коснуться парой примеров. Захватывает ли пространство курящий на улице человек? И так ведь дышать нечем... Захватывает ли пространство неэкономно движущийся или располагающийся в толпе человек, не учитывающий движения других? Захватывает ли внимание неугомонная болтливость и неумение кратко и четко формулировать? Ответ очевиден и страдателен для самих же ворующих и не умеющих по-другому.
Неочевидные "не-ямы" - асатья (неправда) как оправдание насилия и воровства и не-брамхачарья как неэкономность, необученность экономии и даже антиэкономия (что ярко выражено в установках мира потребления типа "спалим всю нефть, а там посмотрим", "покупай новое авто, иначе получишь повышение страховки за старое").
Корень всей "не-ямы" - жадность, умственное воровство, тяга к излишествам и как следствие явное воровство и насилие.
Очевидно, что пять компонентов "не-ямы" плотно сцеплены и спутаны между собой и разрубить их не-гордиев узел быстро не получится. Надо разбираться, но уже одно понимание их схемы и всеохватности плюс пример ненасильственной и нежадной работы с телом на комрике дает надежду. Надежду на что? надежду более плотно и неуклонно подбираться к спасительной нияме.
Шауча (чистота) как первая нияма вытекает, собственно, из относительного соблюдения принципов ямы (ненасилия, правдивости, неворовства, экономии и нежадности). При этом чистота эта вовсе не в чистоте тела, а в относительной чистоте ума. Нежадность позволяет проявиться внутреннему пространству человеческой психики, и между плотно спрессованными глыбами целеполаганий возникают просветы, наши цели и мысли начинают как рыбы плавать в каком-то обширном аквариуме этого внутреннего пространства. За нежадность Патанджали даже обещает знание прошлых воплощений, то есть видение обширной канвы судеб и существований не только твоих - вот что такое подлинное внутреннее пространство, оно - свобода, намек на свободу, проблеск и луч свободы. Эта свобода и есть чистота, незашлакованность, незабитость одними только целями. Это и есть читта вритти ниродха, смолкание назойливости целеполагающего, не-истинного ума.
Из такой чистоты, где человек наконец может действительно отдохнуть от своего осеннего марафона, рождается сантоша (довольство), наслаждение тем, что есть. Надо сказать, что "это есть" - вовсе не глыбы целей (меняющиеся от эпохи к эпохи, то есть временные, иллюзорные, "анитья"), а скорее относительная гармоничность их расположения в буддийской пустоте, чистом сознании, бесконечности и сама эта пустота, чистое сознание, бесконечность (ананта). То есть сантоша - это всегда довольство вечным, а не временным. При условии, что ты, родной, это вечное воспринимаешь.
Ведь ты его воспринимаешь?...
Сантоша накапливает ту энергию, бездумно (а вернее под влиянием жадности) тратить которую отучивает брамхачарья, а энергия толкает действовать, пробовать, играть, экспериментировать. (И вот уже хочется делать стоячие асаны и все такое.) Это тапас, топка, в которой закаливается назревающая праведность тела и души.
Действие тапаса предполагает виток разборок, уже далеких от мира жадных целеполаганий. Это свадхьяйа - постижение себя в контекстах самых разных культур, которые тебе близки. Свадхьяйа вводит в Мир сознания, бесконечный в отличие от Мира физического в том же смысле как Мир программного обеспечения бесконечнее Мира железного компьютера. Патанджали обещает свадхьяику знакомство с ишта дэватой (личным божеством) - формой сознания, более обширной чем твое и иные Я и ожившей для тебя лично и покровительствующей тебе.
Этим самым свадхьяйа выводит сознание человека за пределы его Я и позволяет реализоваться Ишвара-пранидхане (постижению Бога), читай самадхи - состоянию взаимосвязи со Всеобщностью, состоянию ощущения всеобщей связи вещей во всем универсуме.
Удивительным образом нашему сознанию доступно почувствовать всю эту схему ямы-ниямы даже при небольших подвижках в монолите ее нарушений...
Аминь.
Вот так пафосно приходится заканчивать эту невинную на первый взгляд тему, вполне тем не менее охватывающую всю садхану (путь) человека мыслящего.
М.Свечников, 19 февраля 2013
Ссылка
Комментариев нет:
Отправить комментарий